Маршруты

"Велесово Капище"

Рейтинг:   
"Велесово Капище"
Программа тура: Выезд от Мебельного магазина Суздальский пр-т в 08:00, остановка Соборная площадь в 08:10. Краеведческая экскурсия по Собинскому р-ну (Бабаево-Ставрово-Черкутино-Снегирево-Волосово-Алепино). Вовзращение во Владимир ориентировочно в 16:00
Стоимость тура: 1300руб./чел.
На старом пути от Владимира к Юрьеву стоит при реке Колокше село Ставрово, в 27 верстах от города. В 6 верстах от Ставрова есть владельческое село Турино, через него протекает река Волочка, впадающая справа в реку Колокшу. Неподалёку находится урочище Каковинский лес, а у села - Бабаева гора, доныне называемая Прусковой (Прусова гора), при сельце же Турине - Пруссово поле.
У Прусовой горы в 1177 г. дружина князя Всеволода III Большое Гнездо разгромила войска рязанского князя Глеба Ростиславича. Этой битвой закончилась междоусобица, начавшаяся после убийства Андрея Боголюбского. Одержав победу на Прусовой горе, князь Всеволод утвердился на великокняжеском престоле.
«Село Бабаево - отъ Владимира 20 верстъ, при пруде и колодцахъ». Его название татарского происхождения. «Баба», «бабай» означает «дед», «старик» во многих восточных языках.
В кон. XVII в. село Бабаево принадлежало Дмитрию Никитичу Наумову. Хотя род Наумовых не относился к числу высшей аристократии, Дмитрий Никитич достиг почетного чина стольника. В 1682 г. в том же чине Дмитрий Наумов был воеводой города Владимира, возглавляя военную и гражданскую администрацию города и большого уезда.
В документе 1716 г. Бабаево названо вотчиной Петра Ивановича Салтыкова. Дворянский род Салтыковых принадлежал к числу наиболее знатных в России и состоял в родстве с царским домом. Из рода крупных землевладельцев Салтыковых вышло наибольшее число бояр, три генерал-фельдмаршала.
Село Бабаево с деревнями до 1816 г. принадлежало известному военному и государственному деятелю, генерал-фельдмаршалу Николаю Ивановичу Салтыкову.
В 1683 г. по заказу Д.Н. Наумова в его вотчине, селе Бабаево, строится каменный храм во имя Архистратига Божия Михаила.
При новопостроенной церкви состояли: «дворъ поповъ, дворъ дьячковъ, дворъ пономаревъ, дворъ просфорницынъ, дворъ вотчинниковъ и 15 дворовъ крестьянскихъ среднихъ». Содержание церковного причта было обеспечено тем же владельцем села Наумовым, выделившим в пользу причта из своих земель: «пашни 10 четвертей въ поле, а въ дву по тому жъ, сенныхъ покосовъ 10 копенъ».
В 1821 г. усердием прихожан к церкви была пристроена высокая четырехъярусная колокольня.
В 1836 г. усердием прихожан была построена просторная теплая трапезная церковь - в честь св. Георгия Победоносца, а в 1883 г. в трапезной устроен еще один придел в честь Преображения Господня. В это же время церковь и кладбище вокруг нее были обнесены оградой с металлической узорчатой решеткой между каменными столбиками.
В 1880 г. в черте церковной ограды на средства уездного земства и прихожан был построен одноэтажный каменный дом, в котором размещалась земская школа с квартирой для учителя.
Постройки, возведенные в разное время, составили единый ансамбль, который на протяжении долгих лет был для сельчан духовным и образовательным центром и украшением села.
Церковь Архистратига Божия Михаила в 1937 г. была закрыта. Её здание сначала использовалось под хозяйственные нужды, а затем долго стояло в запустении, числясь на балансе Государственного центра по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры области. Все убранство храма было утрачено, и само здание обветшало и частично разрушилось.
Только в 1992 г. храм Михаила Архангела в селе Бабаево передан общине верующих Русской православной церкви. С возобновлением богослужения началось и восстановление храма…
Посёлок Ставрово является одним из древних русских поселений. Название поселка в переводе с греческого «ставрос», означает «крест». Есть предположение, что название связано с расположением первых улиц в форме креста (в настоящее время это улицы Октябрьская, Жуковская, Советская, им. Ленина). Другая версия - в  Ставрове было местопребывание второй супруги князя Всеволода - Анны и что она дала греческое название селу. Точная дата возникновения Ставрова неизвестна, но село упоминается в русских летописях с 1515 года, в монастырских отчётах и в деловых бумагах средневековья. Во Владимирском государственном архиве данные о селе Ставрово имеются лишь с конца 17в, от 15 сентября 1771года. Тогда село и его жители принадлежали Московскому Вознесенскому девичьему монастырю, но вскоре по приказу Екатерины 2 , земли у монастырей были отобраны и переданы государству. Село и крестьяне стали стали государственными. Положение государственных крестьян было несколько лучше бесправного положения крепостных крестьян, которые жили в селениях близ Ставрова, принадлежащих помещикам.
В ранних церковных книгах упоминается о двух Ставровских церквях: в честь великого чудотворца Николая - Николаевская и в честь Успения Пресвятой Богородицы - Успенская, обе деревянные. В начале 1700 года Николаевская церковь сгорела и в 1718 году вновь построена, но спустя 95 лет, в 1813 году снова сгорела. На месте сгоревшей усердием прихожан и в честь святой Троицы была построена каменная церковь. После была построена Успенская церковь, тоже каменная. В1877 году обе церкви были обнесены оградой. В те далекие времена церковь владела большим наделом земли, строениями, часовнями близлежащих деревень. Основным населением Ставрова до революции были церковные служители, купцы, торговцы, крестьяне, рабочие, служащие. В 1883 году в селе насчитывалось 227 дворов, 1208 жителей, имелось- 121 лошадь, 207 коров и овцы. Сеяли в основном овес, гречиху, лен, рожь, картофель. Из-за небольшого количества сельхозорудий и скудных земель крестьяне собирали небольшой урожай. Каждый год из села на заработки уходило 50 человек.
В 1685 году дворцовое село Черкутино, принадлежавшее царской фамилии Романовых, передается в дар роду Салтыковых, бывших с царской семьей в родстве. Интересно, что в 1772 году в Черкутине в семье настоятеля церкви на свет появился Михайло Сперанский, ставший выдающимся государственным деятелем, одним из самых влиятельных людей в России. В начале карьеры Сперанский получил от своего знаменитого земляка Николая Салтыкова немалую протекцию и поддержку. Несмотря на огромную занятость, Салтыков немало сделал и для Черкутино.
Усадьба Салтыковых была построена одним из потомков рода - Иваном Алексеевичем - в 1730-х годах. Она является одной из наиболее ярких дворянских усадеб Владимирского края периода XVIII века. Это была первая усадьба, созданная в европейском стиле с элементами «аннинского» и «петровского» барокко, именно с ее постройкой началось активное проникновение во Владимирскую губернию модных столичных европейских стилей. Усадьба в целом носила представительский характер. Сам усадебный комплекс находился на небольшой возвышенности, откуда открывались прекрасные виды на природный ландшафт. Проезжая дорога (ныне дорога Владимир - Александров) играла роль разделительной черты между южной жилой частью усадьбы и северной частью, в которой находились хозяйственные постройки. По территории села протекала речка Тунгора. Разделительная черта - проезжая дорога выполняла также роль некой плотины, которая перекрывала частично ход реки, вследствие чего образовывался пруд. Подобных плотин было три, они в свою очередь образовывали целый каскад прудов в виде лестницы, бравшей начало от дороги и заканчивавшейся у границ усадебной церкви. Сейчас здание усадьбы занимает Черкутинский психоневрологический интернат.
В XVIII веке, Салтыковы, владельцы многих имений на Владимирской земле, построили новую усадьбу на берегу реки Ворши. Местечко, где была основана усадьба, стало называться сельцом Снегиревым. В усадьбе были построены большой господский дом, домовая церковь в честь Положения Ризы Господней и различные хозяйственные постройки. Все усадебные здания располагались в большом парке с двумя прудами.
В 1813 году владелец сельца князь Н.И. Салтыков, генерал-фельдмаршал и председатель Государственного Совета и Комитета министров построил новую усадебную Кресто-Воздвиженскую церковь с каменною колокольнею. Склеп этой церкви стал местом фамильного захоронения князей Салтыковых. Здесь были похоронены князья Н.И. Салтыков с супругою, его сын С.Н. Салтыков и внук А.Д. Салтыков с супругою. Ныне сохранился лишь цоколь от захоронения князя А.Д. Салтыкова, скончавшегося в 1859 году. В 1920-х годах гробы с телами покойных Салтыковых были выкрадены из склепа. Рядом с церковью сохранился обелиск С.Н. Салтыкова, изготовленный в мастерских М.С. Анисимова в Санкт-Петербурге и установленный племянником князя С.Н. Салтыкова. В первой половине XIX века рядом с церковью Воздвижения был построен странноприимный дом.
В 1887 году в Снегиреве, ставшем к тому времени селом, была открыта церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме князей Салтыковых. Ансамбль усадьбы князей Салтыковых представляет собой интересный образец дворянской усадьбы эпохи классицизма.
До настоящего времени сохранились памятники усадьбы:
Крестовоздвиженская церковь с криптой, 1813 г.
Церковь представляет собой редкий тип храма – трехнефную базилику. Центральный неф вытянут с запада на восток. С востока вход в крипту под алтарем, в усыпальницу Салтыковых. Над центральным трансептом возвышается круглая одноярусная башенка колокольни. Церковь сложенна из кирпича. В интерьере храм четырехстолпный, своды центрального нефа кирпичные, боковые нефы имеют плоские перекрытия. Крестовоздвиженская церковь редкий памятник культовой архитектуры начала XIX века. Используется по первоначальному назначению Владимирской Епархией.
Здание богадельни (странноприимный дом), I-ая пол. XIXв.
Здание расположено с западной стороны Крестовоздвиженской церкви на территории усадьбы Салтыковых и ориентировано продольной осью север-юг. Здание сложено из кирпича. Здание покрыто двухскатной кровлей. Главный восточный фасад – трехчастный, средняя треть выделена декоративным портиком в 6 пилястр. Угловые пилястры “рустованы”. Оконные проемы в торцах здания выделены “рустованными” арками. Памятник представляет собой яркий пример архитектуры эпохи классицизма. После пожара 1993 года вновь восстановлены кровля и интерьеры. Здание используется Подворьем Александровского Успенского монастыря под трапезную и кельи. Общее состояние памятника удовлетворительное.
Парк, XVIII-XIX вв.
Парк ансамбля усадьбы Салтыковых существует с момента возникновения усадьбы. Парк состоит из регулярной и ландшафтной зон, сохраняется каскад прудов. Регулярно возделана малая (северо-восточная) часть парка. Сохранилась аллея вдоль дороги с севера на юг из села Снегирево через реку Воршу и группы посаженых деревьев с запада от аллеи. Парк занимает территорию в границах: с севера – река Ворша, с юга – полевая дорога на село Снегирево, с запада – река Медведка, с востока – граница Собинского района (лесная тропа). В западной части парка, ближе к его краю (р. Ворше) устроено кладбище, ныне действующее.
Село Олепино (так оно писалось в старину) - при пруде и колодцах, - древнее, ему более 600 лет. Село - родина писателя Владимира Солоухина. Он вспоминал: «В тридцати шагах от нашего двух- этажного, под железной крышей дома - церковная ограда: кирпичное основание, кирпичные столбики, кованые решетки, угловые башенки, кресты на них. Ограда по всей своей окружности обсажена липами. Их посадил мой дед Алексей Дмитриевич.
Солоухин окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».
После службы в РККА (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952 года. Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».
На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в осуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства. В начале 60-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему встретили широкий общественный отклик.
Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков».
Контакты:
Туристическое бюро "Северное ожерелье"
г.Владимир, ул. Комиссарова д.10А
+ 7 (4922) 41-33-50
turburo-co@mail.ru
co-tour.ru/sobinskij-rajon1.html