Туристский маршрут «Гороховец мастеровой» Владимирской области
1) Нить маршрута
Наименование узла Функционал Хронометраж/GPS
г. Владимир Отправная точка 9:00
Автозаправочная станция Возможный сервисный узел маршрута GPS 56.178784, 40.454425
Кафе «Гжель» GPS 56.152435, 40.458602
г. Гороховец, Межпоселенческий Дом народного Ключевой узел №1
выставочной зоне «Традиционные и современные 10:45 – 12:20
ремесла Гороховецкого края». GPS 56.195265, 42.697312
творчества и ремесел.Экскурсия по
Мастер-класс по росписи гороховецкой игрушки.
Форма организации маршрута Возможные варианты:
1. Организованный маршрут
2. Неорганизованный маршрут (самостоятельный маршрут)
Форма организации по категории потребителей 1. Взрослый маршрут
2. Взрослый маршрут с возможным участием детей
Потенциальный год начала функционирования маршрута 2021
Потребность в сертификации маршрута В настоящее время – отсутствует
Категория сложности маршрута 1 категория
Протяженность маршрута Общая протяженность (включая переезды): 309,4 км
Протяженность пеших участков маршрута: 1,3 км
Максимальная протяженность непрерывного пешего участка: 0, 8 км
Продолжительность маршрута в ночах/днях/часах 1 день/ 8ч 35мин
Категории потребителей маршрута: Возможные ЦА маршрута (сегменты в порядке приоритета воздействия):
1. Семейный пары, возраст 24 -50 лет, средний достаток, образование – без ограничений
2. Дети от 10 лет
3. Туристы – представители «третьего возраста» (55+)
4. Молодёжь в возрасте от 16 до 24 лет
Маркетинговые категории туристов на
данный маршрут: По демографическим и социографическим признакам:
1. Семейный пары, возраст 24 -50 лет, средний достаток, образование – без ограничений
2. Дети от 10 лет
3. Туристы – представители «третьего возраста» (55+)
4. Молодёжь в возрасте от 16 до 24 лет
По психографическим признакам степени восприятия:
1. Для первого и третьего сегментов – актуально продвижение маршрута как маршрута,
сопряженного с популярными направлениями «Золотого кольца».
2. Для четвертого сегмента – воздействие на «новаторов» и «суперноваторов», так как в
настоящее время, в силу определенных обстоятельств, повысился туристский спрос на
внутрироссийские направления.
По географическому признаку:
1. Нижегородская область
2. Владимирская область
3.Транзитные туристы из других регионов России.
Обоснование минимального и максимального
числа туристов в организованной группе: Минимальное число туристов в организованной группе: 5 человек
(при данном числе возможна организация анимационных программ и мастер-классов)
Максимальное число туристов в группе: 40 человек (обусловлено вместимостью
помещений при проведении мастер-классов и ограничениями в объектах питания
туристов)
Ограничения по маршруту
Период функционирования маршрута Круглогодично (без ограничений)
Ограничения по погодным условиям Отсутствуют
Ограничения по санитарно-эпидемиологическим
условиям Отсутствуют
Ограничения, связанные с необходимостью
регистрации в МЧС РФ Отсутствуют
Транспортные условия маршрута
Способ передвижения по маршруту Автобус (для организованных групп), автомобиль (для неорганизованных туристов)
(возможные альтернативы)
Виды транспорта и финансовые условия 1.При организованных группах оплата транспорта входит в стоимость тура
2.При неорганизованных турах:
a.Аренда автомобиля 1000 -1700 руб. за сутки (возможные расходы).
b.Затраты на топливо 14612 руб. (при прогноз. объеме 11 л. и стоимости 47,25 руб./л).
Уровень комфортности передвижения Высокий
(94% передвижения по федеральной трассе)
Потребность в кадрах для организации и реализации маршрута, в том числе в стандартах работы персонала
Кадровое обеспечение по маршруту осуществляется организациями в ключевых узлах:
Сервисный персонал – в объектах питания туристов;
Экскурсоводы и аниматоры – в объектах показа;
В случае организованного маршрута – гид-экскурсовод по маршруту и водитель, соответствующий определенным требованиям*, предоставляются туроператором, организующим тур по маршруту.
*В соответствии c приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (с изменениями на 2 марта 2017 года), Правилами организованной перевозки группы детей автобусами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от17.12.2013 г. № 1177)
Состояние маршрута
Качество разработанности маршрута Выше среднего (отсутствует согласование между организаторами
анимационных программ в точках маршрута)
Функциональное состояние маршрута Высокое
Потенциал по количеству проведения
маршрута за год 40 организованных групп/год
Наличие/потребность технических условий
на маршрут Отсутствуют (за исключением технических условий на средство передвижения при
организованном туре).
Наличие/потребность технологической карты Отсутствуют
Наличие/потребность технологических инструкций Отсутствуют
Наличие/потребность регламентов использования
технических средств Отсутствуют
Наличие/потребность карты (схемы) Желательно, так как в рамках маршрута совмещаются авто маршрут и пешеходные
участки.
Варианты существующих (включенных маршрут) и возможных (дополнительных) анимационных программ
и мастер-классов для использования на маршруте
Мастер-класс по росписи сувенирного пряника «Козули».
Музейно-анимационная программа для туристских групп в Доме народного творчества и ремесел в г. Гороховце «В гостях у посадницы Глафиры» с экскурсиями «Гороховецкое кружево», «Традиционные и современные ремесла Гороховецкого края». Мастер-классы:
- по росписи гороховецкой игрушки;
-по лепке игрушки из глины;
- по изготовлению кулона из глины;
-по изготовлению куклы из лыка;
- по изготовлению народной куклы (ткань, шпагат);
- по вышивке салфетки в технике «Владимирский шов».
3) Описание маршрута
Свой маршрут туристы начинают из г. Владимира по федеральной трассе М-7. Цель маршрута – город Гороховец: мастеровой, купеческий, православный.
В Гороховецком районе сегодня сохраняются и успешно развиваются народные промыслы: лозоплетение, традиционная вышивка крестом, гладью, лентами, бисером, лоскутное шитье, ручное ткачество, керамика, народная и декоративная кукла, народный оберег, вязание, резьба по дереву, роспись по глине и дереву. И сейчас в Гороховце есть мастера, которые готовы обучать детей и взрослое население этим видам ремесел.
Первая остановка по маршруту - Межпоселенческий Дом народного творчества и ремесел.
Гости новой интерактивной площадки смогут посетить музейную зону и познакомиться с традиционными и современными ремеслами Гороховецкого края, увидеть работу мастеров в мастерских народных промыслов, принять участие в мастер – классах, изготовить сувенир из Гороховца своими руками.
Для посетителей будут открыты мастерские керамики и работы с глиной «Гороховецкие глинянки»; ткачества, кружевоплетения и вышивки «Белошвейка – кружевница», «Гороховецкие мотивы» (роспись гороховецкой плотницкой игрушки), будет предложена анимационная экскурсия с «посадницей Глафирой».
Следующим ключевым моментом является посещение ресторана «Жемчужина», где гостеприимные хозяева проведут для гостей мастер-класс по росписи сувенирного пряника «Козуля».
Это русский аналог европейского имбирного печенья или имбирных пряников. Но пряник-сувенир - это особенное печенье, обрядовое, мистическое. Издавна считалось, что чем больше Козуль подарить, тем больше достатка в доме будет и у дарящего, и у получателя такого подарка. «Козулечку подарить — прибыток в дом получить», «Козуля в дом — достаток в нем». Каждый гость сможет расписать такой пряничек и забрать его с собой, что бы подарить своим близким.
Кроме имбирных пряников выпекаются и печатные пряники с начинкой по старинному восстановленному рецепту. Гости смогут полюбоваться на них на выставочной витрине, а при желании и приобрести.
И в заключение – обед, в самых лучших русских традициях!
Далее туристов ожидает обзорная экскурсия по городу, где можно познакомиться с основными объектами деревянного зодчества н. XX в .
Наиболее яркие страницы в летопись деревянного зодчества вписали местные плотники, которые вошли в историю под именем «якушей» - по названию одного из сел уезда.
Еще и сегодня в гороховецких селах можно встретить типичный для здешних мест тип жилища. Дом с фасадом, сплошь рубленным из бревен, включая и фронтон, и покрытие по слегам с «курицами» - своеобразными крюками из корневища дерева в форме головы птицы, поддерживающими «поток», который выдалбливался из цельного бревна и служил для отвода воды с крыши. Про такие дома известный владимирский краевед XIX в. И.А.Голышев писал, что они «щеголяли затейливостью резьбы, резными коньками, карнизами, деталями, поясами, подзорами и всякого рода обломами; спуски с крыш делались с двумя концами со сквозными решетками в виде прежних вышитых русских полотенец». Очень часто в свою резьбу якуши вводили точеные детали, поскольку здесь издавна был развит промысел по изготовлению токарных изделий: веретен, кеглей, балясин, церковных киотов, посуды и т.д., своеобразное перетекание художественных навыков плотницкого дела якушей из одного вида резьбы в другой происходило постоянно. Вплоть до середины XIX в. местные плотники крайне редко пользовались пилами. Позднее, употребляя продольные и лучковые пилы, а также коловорот, плотники стали пропиливать тонкую доску насквозь по заранее нанесенному на нее рисунку. Так появился новый вид декоративного убранства дома – пропильная резьба.
Все это гостям расскажет и покажет экскурсовод туристско-информационного центра г. Гороховец.
Заключительный этап маршрута - Музей технической мысли «Марфа Посадница».
Музей расположен в деревянном особняке́ Морозова, где сохранились подлинные элементы интерьера начала прошлого века.
Экспозиция музея рассказывает о развитии местных кустарных промыслов, находчивости, предприимчивости и выдумке ремесленников, о народных традициях Гороховецкого уезда, об истории развития промышленности в крае. Вы сможете узнать, как выходец из крестьянской семьи стал владельцем судостроительного завода, где была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница», какое отношение к Гороховцу имеет великий русский инженер В.Г. Шухов. Экспозиция музея раскрывает тему происхождения и развития котельно-судостроительного промысла как результата преемственности поколений судостроителей Гороховецкого уезда и окрестностей.
Начало строительства металлических судов на реках Клязьма и Ока было обусловлено наличием квалифицированной рабочей силы для производства изделий из листового и сортового металлического проката - котельщиков. А строительство в Гороховце крупнейшей в мире нефтеналивной баржи «Марфа Посадница» историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении.